Климакс и голосовые связки

Бедные певицы.

Менопауза может обернуться катастрофой для оперной дивы…
«На премьере «Дона Карлоса», лучшей оперы Верди, в Зальцбурге музыку великого композитора исполнял оркестр под руководством выдающегося Герберта фон Караяна. В роли Эболи — роковой женщины, влюбленной в испанского принца Дона Карлоса, выступала обладательница лучшего в мире меццо-сопрано нашего столетия Криста Людвиг. 40-летняя певица исполнила эту партию более 50 раз за последние два десятилетия. На самой высокой ноте заключительной арии принцессы «O don fatal et deteste» («О дар фатальный, роковой») голос примадонны сорвался. Эта одна нота из тысяч в трехчасовой опере и миллионов, исполненных певицей за всю карьеру, мгновенно стала достоянием молвы. Опустошенная и раздавленная, солистка выскользнула из города и бежала без оглядки. «Звезда упала с небес» — с такими заголовками вышли утренние газеты. Певица, известная своими «яркими человеческими качествами» и «чистым, чувственным» голосом, первой вынесла на обсуждение запретнейшую тему оперного мира — менопаузу. Ухудшение памяти, снижение либидо, утомление, бессонница, приступы беспричинной тревоги — многие могут перечислить эти классические симптомы климактерического периода. Как правило, женщины переживают этот трудный момент ближе к 50-ти. Но гормональные изменения могут произвести эффект землетрясения и на рубеже 30-летия. Это связано с тем, что яичники прекращают вырабатывать женские гормоны эстроген и протестерон. А поскольку выработка мужских гормонов остается на прежнем уровне, они начинают доминировать. Голосовые связки увеличиваются, голос становится низким (то же самое происходит с взрослеющими мальчиками). Снижение уровня женских гормонов вызывает опухание или обезвоживание голосовых связок, что не может не повлиять на голосовой механизм. Эти изменения необратимы. Спорный, но распространенный способ контроля «эффекта землетрясения» — терапия замены гормонов (ТЗГ), способная изменить комбинацию эстрогена и прогестерона. Однако женщинам, больным раком или генетически предрасположенным к нему, этот курс противопоказан. Семейный врач из Торонто, консультирующая множество женщин климактерического периода, подсчитала, что около 70% из них отказались от ТЗГ из-за некорректных доз. «У каждой женщины — свой уровень эстрогена, — рассказывает гинеколог Моррис Нотелович, основатель Женского медицинского диагностического центра в Жанесвилле. — Вот почему некоторые переносят менопаузу почти без симптомов, а другие очень чувствительны к гормональным изменениям». Любопытно, что в шутках о толстушках-певицах есть доля правды. Жан Абитбол, всемирно известный французский отоларинголог, специалист по женским голосам, объясняет, что жир сохраняет эстроген. Так что полные женщины, в отличие от худых, могут обойтись и без ТЗГ. Вот как вспоминает Криста Людвиг трудный для себя период: «Это было несколько лет ада. Порой мне казалось, что мои голосовые связки из стекла — такими они были хрупкими. Я боялась петь громко. И хоть с голосом все было в порядке, меня не покидал страх». Теперь ее голос свободен и мелодичен, а английский с немецким выговором ясен и четок. Когда певица в свои 40 лет стала посещать докторов из-за проблем с голосом, они сочли, что женщина слишком много поет и разговаривает. Но выяснилось, что у нее ранняя менопауза, вызванная, как она думала, беспокойным образом жизни («У меня появилась новая любовь, параллельно я переживала длительный бракоразводный процесс»). Людвиг перепробовала бесчисленное множество медицинских средств, и ни одно из них не приносило облегчения дольше, чем на шесть недель. Наконец она попробовала овестин, эстрадиольный гормон, который, по уверениям гинекологов, не должен был помочь. Но он сработал. Доктор Абитбол заметил, что певицы во время менопаузы обращаются к нему потому, что теряют способность брать высокие ноты, их голоса утрачивают прежнюю гибкость и чувствительность, а вибрато — управляемая пульсация, может начать дрожать. «Обычно певицы-сопрано опасаются, что их голос потеряет женственность, если тембр станет ниже. Я говорю им, что они скрипки Страдивари, а я — всего-навсего настройщик», — улыбается врач. Певиц, достигших критического возраста, успокаивает и ведущий преподаватель вокала в Нью-Йорке Уильям Райли: «Не всегда менопауза таит опасность. Бывает, что голос меняется, а диапазон остается прежним. Или наоборот — прежний голос, но новый диапазон. Иногда и то и другое меняются кардинально. Но необязательно эти изменения — предвестник трагедии. Они могут и значительно улучшить вокал». Увы, музыкальный слух и память оперных див с годами тоже могут измениться. Менопауза для женщин что-то вроде момента истины. В один прекрасный день каждая из них оказывается перед фактом старения и смерти. Но певицу, несколько раз в неделю выступающую перед двухтысячной аудиторией, он пугает больше, чем потеря жизни. По наблюдениям пианиста Мартина Катца, аккомпанировавшего многим известным певицам, «даже если менопауза наступает в раннем возрасте, скажем, года в 44, женщина по-прежнему может петь профессионально еще 20 лет. Но внезапно на 21-м она переводит дыхание, и не может петь, как прежде. Я был свидетелем этого пять или четыре раза. Менопауза — неотвратимый признак того, что всему приходит конец». Старение — главная фобия в мире оперы, ведь все ведущие женские образы приближены к секс-символам. Кармен или принцесса Амнериз должны быть молоды и красивы. Если это не так, то… увы. Трагический момент, когда сопрано получает из зала букет сухих цветов, заставит дрогнуть даже отважное сердце. Эвелин Лир, 72-летняя певица, когда-то блиставшая в Метрополитен Опера и других престижных залах, не боится говорить о том, что ее вокальный кризис был спровоцирован менопаузой. Вспоминая это время, она подытожила: «Вы больше не поете, отдавшись чувству. Вы поете на классе, а это может быть опасно». Бриджит Фассбаендер, великая немецкая певица, меццо-сопрано, вошедшая в критический возраст, жалуется на «ужасные вокальные недомогания» и «жестокость публики и агентов». Ее коллеги, пытавшиеся — чтобы сохранить инкогнито — справиться с проблемой старения самостоятельно, перестали петь намного раньше. Табу на тему менопаузы в оперном мире понятно: она замалчивается печатью. Любая проблема со здоровьем или эмоциональный стресс могут повредить голосу. Но стоит сплетникам услышать, что певица среднего возраста сорвалась на верхней ноте, или почувствовать, что она сдерживает голос на сцене, или отказывается от некоторых ролей — неважно по какой причине, они обязательно припишут все менопаузе и начнут распространять слухи о скором уходе примы со сцены. Один влиятельный нью-йоркский менеджер даже предупредил журналиста, писавшего о роли менопаузы в мире музыки, что если его материал окажется в печати, репортер никогда не сможет взять интервью ни у одной певицы. «National Post» предложил не раскрывать имен — но ни одна зрелая певица не согласилась дать интервью. Дебора Розен, психолог из Филадельфии, помогающая оперным певицам справиться с проблемами, отмечает, что стабилизирующие препараты небезопасны, поскольку очень сложно определить оптимальную дозу. Вокальный механизм «чувствителен к балансу флюидов, и эстрогенная терапия может усугубить изменения». В любом случае — без ТЗГ или с ним — певица становится обладательницей разных «музыкальных инструментов» и должна научиться пользоваться ими, вместо того чтобы впадать в депрессию и вредить голосу. Розен настоятельно советует в такой ситуации найти преподавателя высшего класса, способного вернуть певице прежнюю технику исполнения. Именно так и поступила Лир в 45-летнем возрасте. Она ушла со сцены, нашла хорошего преподавателя и восстановила технику. Спустя три года с триумфом вернулась на сцену и пела до 60-ти. Спросите ее о ТЗГ, и она ответит: «Я никогда не ходила к докторам. Откуда им знать о певицах?». Кажется, она права. «Исследователи обратили внимание на проблему менопаузы лишь менее двух десятилетий назад, накопив много теорий и жизненных примеров, но отнюдь не фактов», — констатировала Маргарет Баруди, певица и преподаватель вокала, ныне работающая в Институте исследования голоса и слуха в Филадельфии. Когда Жан Абитбол десятилетие назад столкнулся в своей практике с певицами, колоратурные сопрано жаловались ему на то, что они не могут петь накануне критических дней. Доктор объяснял это традиционным «все вам кажется», но его жена, гинеколог Беатрис Абитбол связала это с предменструальным синдромом. Супружеская чета провела исследование: оказалось, что мазки, сделанные с голосовых связок и шейки матки певиц на различных стадиях лунного цикла абсолютно идентичны. Ничего удивительного: ткани этих органов тоже идентичны. Когда один из них обезвожен, с другим происходит то же самое. В любом случае это не трагедия. Уильям Райли считает, что менопауза — одна из стадий созревания женского голоса, новая глава артистической карьеры, но ни в коем случае не «похоронный звон». Что сделала Бриджит Фасбаендер, когда ее голос изменился? Поменяла репертуар. Дебора Розен пытается внушить своим отчаявшимся пациенткам, что голос — это еще не все. Появляется прекрасная возможность открыть для себя красоту и мудрость жизни. «В конце концов все к лучшему, — считает Криста Людвиг. — Через какое-то время начинаешь понимать, что в жизни, кроме пения, есть много чего другого, не менее замечательного».

Комментарий специалиста
Климакс протекает у всех женщин индивидуально, но по данным медицинских исследований, проведенных в Европе, у 60% представительниц прекрасного пола климактерические расстройства существенно снижают качество жизни, а в 5% случаев сопровождаются потерей трудоспособности. По данным отечественной медицинской статистики, примерно каждая третья женщина старше 45 лет в Украине страдает от тех или иных проявлений климакса. После 50 лет таких женщин становится больше — около 85%. А по данным последних лет, «первые ласточки» гормональной возрастной перестройки женского организма появляются около 40 лет. Все чаще встречается в последние годы ранний климакс — он может начинаться даже после 30—35 лет. В основе климактерических симптомов — приливов жара, потливости, повышенной нервной раздражительности, угнетенности, утомляемости, изменений состояния кожи, голоса и многих других — лежит возрастное снижение активности яичников и уровня половых женских гормонов. Голос, или вокал, безусловно, тонкий гормонозависимый дар. На вокальные отделения музыкальных училищ и консерваторий не примают молодых людей до 18 лет, пока не окончен период полового созревания, а значит, и становление голоса. Известны случаи, когда у посредственных певиц во время беременности или после родов под влиянием физиологического всплеска активности женских половых гормонов голос обретал новые чарующие краски и силу. А всемирно известный певец-подросток Робертино Лоретти после периода полового созревания и неизбежной голосовой ломки превратился в заурядного ресторанного исполнителя. Современные специалисты считают, что немаловажную роль в развитии климакса играет и психологическое состояние женщины. Установлено, что наиболее тяжелые симптомы патологического климакса и ранний климакс чаще встречаются у женщин незащищенных и неуверенных в семейной и личной жизни, а также при частых стрессовых воздействиях. Пример: легендарная Мария Каллас, потерявшая голос вследствие несчастливого романа с греческим миллионером Онассисом. К сожалению, женский голос не вечен, как и красота».

Использованные источники:

Возрастные изменения голоса и как с ними бороться

Старение – неизбежный процесс. С возрастом мы теряем былую силу, быстрее устаем, проблемы со здоровьем возникают все чаще. Вместе с нами «стареют» и наши голосовые связки – голос становиться дрожащим, речь – неразборчивой. Представляем несколько простых советов, которые помогут продлить молодость вашим голосовым связкам.

Можно ли избежать появляющегося с возрастом характерного дрожания в голосе? До определенной степени, да.

Детальное и продолжительное исследование аудиозаписей выступлений Гордона Хинкли (Gordon B. Hinkley), руководителя Церкви Мормонов позволило пронаблюдать за изменениями в его голосе, произошедшими за 50 лет. Отмечено, что с возрастом голос проповедника становился выше, а речь – менее разборчивой. Подобные изменения считаются нормой для мужчин пожилого возраста. У женщин, наоборот, с возрастом тембр голос становиться значительно ниже, чем в более молодом возрасте.

Возрастные изменения голоса предотвратить практически невозможно. Но, по данным исследователей Американской академии отоларингологии (American Academy of Otolaryngology), можно «продлить молодость» голосовых связок, чтобы голос оставался молодым как можно дольше. Для достижения цели достаточно выполнение простых рекомендаций:

  • Заботьтесь о своем здоровье – это придаст сил и вашему голосу;
  • Чтение вслух по 10-15 минут ежедневно, а лучше несколько раз в день – отличная тренировка для голосовых связок, которая и не даст им атрофироваться.
  • Даже если природа и не наделила вас певческим талантом, пойте хотя бы раз в день по несколько минут.

Даже профессиональным артистам с возрастом становится сложнее владеть своим голосом, но, благодаря специальным упражнениям, голос сохраняет свою силу и красоту до глубокой старости.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Journal of the American Geriatric Society.

Использованные источники:

Голос и менопауза: сумерки дивы

Голос во время менопаузы меняется у всех женщин, но жалобы на изменение голоса предъявляют единицы. Пожалуй, эта тема беспокоит тех, кто поет.

Исследование вокальных данных у женщин до климакса и после климакса показало, что диапазон частот снижается. Голос с возрастом становится более низким. Разница примерно 14 Гц.

Как это сказывается на самооценке?

Большинство женщин изменение голоса или не замечают, или не придают этому значение. Те же дамы, у которых самооценка зависела от жалоб на голос в целом имели и много других причин быть собою недовольными.

Колебания половых гормонов при климаксе и в течении менопаузы влияют на женские голосовые связки и функцию гортани. Изменения в гортани очевидны на протяжении всего жизненного цикла, начиная с полового созревания с возбуждением гормональной системы, и систематически колеблются в течение репродуктивных лет с менструальным циклом, а затем снова меняются со снижением гормональной активности при менопаузе.

Ранние исследования, изучавшие голосовые изменения, были основаны исключительно на субъективных впечатлениях о качестве голоса. Недавние исследования использовали более объективные инструменты для изучения голоса при климаксе, включая гистологические наблюдения, стробоскоп, электроглотографию (EGG) и компьютерный акустический анализ.

Исследования подтвердили, что женская гортань является гормонально-зависимым органом-мишенью и, половые гормоны влияют на ее морфологию, гистологию и функцию. В гортани происходят изменения сходные с изменениями в гениталиях и другие органах.

Эндоскопия дыхательных путей демонстрирует гортань. Гортань расположена на уровне основания языка. Отделяет язык от гортани структура, внешне напоминающая лоскуток и называемая надгортанником. Сама гортань состоит из двух блестящих белых голосовых складок, которые образуют V-образную структуру. Гладкие дыхательные пути находятся между вокальными складками. Над истинными голосовыми связками расположены превосходящие вокальные складки — ложные вокальные складки. Задняя часть гортани выровнен аритеноидами. Аритеноиды образуют 2 «шишки» в задней части вокальных складок и разделяются внутриаритеноидной выемкой. Задняя часть гортани является входом в пищевод. Видео предоставлено доктором Рави Элуру.

На голос в переходном периоде влияют не только половые гормоны, но и как известно другие факторы:

  • Курение,
  • Заболевание верхних дыхательных путей,
  • Масса тела.

Как лишний вес при менопаузе отражается на голосе?

Рандольф с соавторами в 2004 году выяснили, что у женщин в постменопаузе жировая ткань становится основным источником производства женских гормонов — эстрогенов. По мере увеличения массы жировых клеток уровень эндогенных эстрогенов также увеличивается. Более полные женщины имеют более высокое содержание эстрогенов, чем женщины с нормальным весом.

Исследование вокальных данных показало, что чем полнее дама, тем выше голос, по сравнению с женщинами с нормальным весом.

Заместительная гормональная терапия и голос

Ученые Де Хаеселеер и К. Вен Лиерде изучали влияние менопаузы и гормональной терапии на изменение голоса и в своих исследованиях установили, что гормональная терапия эстрогенами оказывала влияние на голос. Голос становился выше.

У тех же женщин, которые не принимали гормоны во время менопаузы, голос был ниже.

Но авторы исследования обратили внимание, что в целом снижение голоса никак не отражалось на качестве голоса. Если женщина умеет владеть своим голосом, то прекрасно управляет низкими частотами.

Эксперт по вокалу Де Хаеселеер пишет: «Основываясь на результатах исследования, мы можем заключить, что женщины в постменопаузе с и без гормональной терапии демонстрируют общее хорошее качество вокала. Тем не менее, менопауза снижает голос с частотой приблизительно 14 Гц, а гормональная терапия противодействует этому снижению. У женщин в постменопаузе без гормональной терапии следует учитывать индекс массы тела (вес), поскольку вес положительно коррелирует с высотой голоса. В общей популяции женщин в постменопаузе мы не рекомендуем проводить голосовую терапию или профилактические действия, поскольку большинство этих женщин имеют общее хорошее качество вокала, а влияние постменопаузальных вокальных изменений на психосоциальное функционирование низкое».

Но если голос стал тусклым и дива омрачена?

По мнению французского ученого Абибтоля: «гортань является гормональной мишенью. Тон голоса зависит от того, что есть или нет в организме мужские гормоны и сколько в наличии женских гормонов? При менопаузе эстрогены и гестагены могут исчезнуть, но могут появиться и андрогены. Все они находятся в гармонии. Но действителен ли тот факт, что исчезновение женских гормонов при менопаузе, высвобождает андрогенное действие? Часто андрогены могут быть превращены в эстроген и эстрон-сульфат. Тогда голос может оставаться женственным. В противном случае андрогенные эффекты будут влиять на полосатые мышцы голосовых связок, на толщину стратифицированного эпителия и прочность гортани. Наше исследование показало, из 100 женщин, у 17 был «менопаузальный синдром голоса» с недостаточной интенсивностью, голосовой усталостью, узким регистром. Гормональная заместительная терапия — это лечение профессионального голоса. Поющий голос, говорящий голос восстанавливается. Для каждой женщины конкретное лечение необходимо адаптировать с витаминами и гормональной терапией, чтобы сохранить гармонию голоса и существа.

По материалам: NCBI и журнала «Факты, взгляды и видение в акушерстве и гинекологии» 2012

Использованные источники:

Изменения голоса является признаком наступления менопаузы

«До сих пор, несмотря на то, что изменение голоса с возрастом, довольно частое явление вопросы об изменении тембра и других характеристик голоса не включались в тесты для выявления климактерических симптомов» — пишет Берит Шнайдер и её коллеги из Университетского госпиталя в Виенне (Австрия).

Для того, что бы оценить преобладание и вариабельность изменений голоса, связанных с наступлением менопаузы, исследователи опростили 107 женщин в период менопаузы,

У 45 женщин, из всех опрошенных, наблюдались изменения голоса, 35 из них ощущали при этом дискомфорт. Среди жалоб были такие как: ощущение сухости, пустоты в гортани, огрубление голоса, усиление его хриплости.

Также было проведено клиническое обследование 16 женщин жаловавшихся на изменение голоса. Ларингоскопический осмотр выявил опухание или отёк голосовых связок. Было показано, что у женщин в период менопаузы, сужается частотный голосовой диапазон, увеличивается частота различных нарушений речи.

Доктор Шнайдер отмечает, что связанное с наступлением менопаузы изменение голоса является широко распространённой проблемой, а сильное изменение голоса может приводить к нарушению речи.

Использованные источники: